История полётов

История полетов

Данный раздел повествует об изобретениях человечества в области воздухоплавания, о сложном и тернистом пути технического прогресса, не всегда успешном и сопряженном с большой долей риска. Идеи покорения воздушного пространства зародились еще в глубокой древности, и на протяжении многих веков человечество прикладывало усилия к тому, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Вначале была всего лишь мечта о полете «подобно птице», затем фантастические и полуфантастические проекты ее осуществления, первые полеты и, наконец, – все убыстряющийся этап технического совершенствования различных видов летательных аппаратов. Последствия научно-технических достижений мы можем наблюдать и сегодня. Наряду с изобретением самолетов и космических ракет, XX век увенчался созданием специального механизма, позволившего человеку парить в воздухе и чувствовать невесомость, не прибегая к использованию громоздких летательных аппаратов. Им стала аэродинамическая труба – инновация, способная осуществить мечты многих.

Полет Дедала и Икара

1С древних времен человек мечтает о полете, о покорении воздушного пространства. Первое свидетельство этому – древнегреческий миф о Дедале и Икаре, относящийся к XVIII веку до н.э. Миф повествует о великом греческом скульпторе Дедале, который решил сбежать от царя Миноса на родину и изготовил из перьев птиц две пары крыльев – для себя и для сына Икара. Настал день, когда им удалось улететь, но упоенный полетом, Икар забыл наставления отца и метнулся ввысь, к солнцу, которое растопило воск, скреплявший перья. Крылья рассыпались, и Икар упал в волны Эгейского моря. Если верить легенде, можно предположить, что в древней Греции были знакомы с устройством планера, и Икар стал первой жертвой динамического полета.

Изобретение воздушного змея

2Следующим изобретением человека стал воздушный змей. Так, в Древнем Китае, в середине VI века до н.э. жители осажденного города Кинг-Тои запускали множество бумажных воздушных змеев и сигнализировали, таким образом, союзникам, находя- щимся вне города, о своем положении. Спустя шестнадцать веков изобретение было усовер- шенствовано и использовано в военных целях. В 969-976 годах, в период царствования византийского императора Иоанна Цимисхия греческие войны сумели соорудить тепловые аэростаты в виде летающих драконов, снабженные горючими веществами. Их использовали для того, чтобы, запуская в лагерь противника, вызывать там пожары.

Гений Леонардо да Винчи

3XV век, век Возрождения ознаменовался рождением итальянского гения, великого художника, архитектора и инженера Леонардо да Винчи. Записные книжки и чертежи мастера содержат результаты наблюдений за полетом птиц и элементы разработки различных летательных аппаратов. В 1485-1487 им был разработан проект орнитоптера с гори- зонтальным расположением пилота, а позднее, с фузеляжем в виде лодки. Спустя два года великий маэстро сделал эскиз и описание винтового летательного аппарата, который явился первым проектом вертолета с Архимедовым винтом в качестве несущего. Леонардо да Винчи не удалось претворить свои планы в жизнь, но с переменным успехом он продолжал совершенствовать свои изобретения.

Братья Монгольфье

4В восьмидесятые годы XVIII века идея полета захватила братьев Этьена и Жозефа Монгольфье, французских пионеров возду- хоплавания. Братья Монгольфье вошли в историю воздухоплавания как изобретатели воздушного шара. В 1782 году во французском городе Анноне после нескольких неудачных попыток братьям удалось запустить воздушный шар диаметром 11,4 м, способный поднять человека. В том же 1782 году Монгольфье осуществили в Версале запуск теплового аэростата с животными на борту. Спустя месяц на воздушном шаре впервые поднялся человек, которым стал молодой физик Пилатр де Розье. Полет продолжался 20 минут на незначительной высоте в 9 км, но он положил начало совершенствованию этого летательного аппарата.

Первый прыжок с парашютом

5В 1797 году в Париже был совершен первый успешный прыжок с парашютом. Французский возду- хоплаватель Андре Жак Гарнерен разработал конструкцию парашюта в виде складывающегося зонта диаметром 10 м. К парашюту крепилась легкая корзина для воздухоплавателя, а соединялось все это при помощи веревки с шарльером. На высоте около 100 м Гарнерен перерезал веревку и камнем полетел вниз. Однако через несколько секунд зонт раскрылся, и, несмотря на сильное раскачивание, испытатель благополучно приземлился. Парашют вскоре стал непременным атрибутом для увеселительных поездок и только в 1804 году выполнил свое прямое назначение, сумев спасти другого воздухоплавателя Ж. Кюпарентко во время воздушной аварии.

Аэростат

6В XIX веке на смену неуклюжему воздушному шару пришел маневренный дирижабль. В 1872 году был осуществлен полет управляемого аэростата фран- цузского инженера Дюпюи де Лома с ручным приводом большого (диаметром 9 м) винта. Во время полета выяснилось, что скорость ветра была больше собственной скорости аппарата, то есть идти против ветра аппарат не мог. В дальнейшем испытания были продолжены другим возду- хоплавателем Альберто Сантос-Дюмоном. После нескольких неудачных попыток, в октябре 1901 года, Сантос-Дюмон совершил свой исторический полет вокруг Эйфелевой башни на спроектированном им самим управляемом аэростате. Этот полет принес испытателю мировую известность.

Железные птицы

73 ноября 1881 года петербургский ученый А.Ф. Можайский получил патент на изобретение самолета – первого в мире летательного аппарата тяжелее воздуха. Над его созданием работали авиа- конструкторы ведущих стран мира, но наиболее бурное развитие авиация приобрела лишь в первой половине XX века. В 1903 году рекорд по количеству совершенных полетов поставили на своем биплане «Флайер» знаменитые братья Райт, в отличие от своих предшественников, сумев провести испытания без аварий. Самолеты использовались во время I Мировой войны. В дальнейшем конструкции летательных аппаратов совершенствовались настолько стремительно, что морально устаревали буквально за 2-3 года.

Дельтаплан

8Дельтапланы в том виде, в котором их знают сейчас, появились недавно. Однако еще в средние века английский монах-бенедиктинец Оливье из Мальмсбери совершил неудачный полет, прикрепив к себе крылья подобно Икару из древнегреческого мифа, и погиб, разбившись о камни. С 1848 года немецкий воздухоплаватель Отто Лилиенталь, впоследствии наз- ванный «отцом летания», совершал полеты с аппаратами собственной конструкции, и в 1893 году ему был выдан патент на конструирование балансирного планера – моноплана со складывающимся крылом. Спроектированные Лиленталем «стандартные планеры» впоследствии стали пользоваться большим успехом, однако сам изобретатель трагически погиб в 1896 году, совершая один из своих экспериментальных полетов.

Освоение космоса

912 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, тем самым открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Впервые в мире корабль с человеком на борту проник в космическое пространство и успешно возвратился на Землю. Тем не менее, со дня выхода Гагарина в открытый космос не все полеты происходили так успешно и не всем космонавтам удавалось вернуться живыми и невредимыми. Сегодня, несмотря на стремительно развивающиеся в этой области технологии, полет в космос по-прежнему сопряжен с большой долей риска. Не за горами уже и космический туризм, который в настоящий момент могут позволить себе пока лишь очень состоятельные люди.

Аэродинамическая труба

10Немногие знают о том, что первые в мире аэродинамические трубы про- ектировали еще в 70-е годы XIX века. Тогда они использовались ради научного эксперимента или в воен- ных целях. Так, первую в России аэродинамическую трубу как наиболее подходящее изобретение для испытания в нем сопротив- ления снарядов построил в 1871 году преподаватель Артиллерийской Ака- демии В.А. Пашкевич. Однако во второй половине XX века аэродина- мическую трубу начинают применять в спортивно-развлекательных целях. Это новое качество аэродинамической трубы можно с успехом назвать рево- люционным. Впервые инженерная наука, веками пытавшаяся научить человека летать, сумела создать возможность для свободного полета без каких-либо громоздких приспособлений и с минимальным риском для жизни! Все дело в мощном воз- душном потоке, созданном в аэродинамической трубе, который подхватывает человека и позволяет ему свободно парить.