Данный раздел повествует об изобретениях человечества в области воздухоплавания, о сложном и тернистом пути технического прогресса, не всегда успешном и сопряженном с большой долей риска. Идеи покорения воздушного пространства зародились еще в глубокой древности, и на протяжении многих веков человечество прикладывало усилия к тому, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Вначале была всего лишь мечта о полете «подобно птице», затем фантастические и полуфантастические проекты ее осуществления, первые полеты и, наконец, – все убыстряющийся этап технического совершенствования различных видов летательных аппаратов. Последствия научно-технических достижений мы можем наблюдать и сегодня. Наряду с изобретением самолетов и космических ракет, XX век увенчался созданием специального механизма, позволившего человеку парить в воздухе и чувствовать невесомость, не прибегая к использованию громоздких летательных аппаратов. Им стала аэродинамическая труба – инновация, способная осуществить мечты многих.
С древних времен человек мечтает о полете, о покорении воздушного пространства. Первое свидетельство этому – древнегреческий миф о Дедале и Икаре, относящийся к XVIII веку до н.э. Миф повествует о великом греческом скульпторе Дедале, который решил сбежать от царя Миноса на родину и изготовил из перьев птиц две пары крыльев – для себя и для сына Икара. Настал день, когда им удалось улететь, но упоенный полетом, Икар забыл наставления отца и метнулся ввысь, к солнцу, которое растопило воск, скреплявший перья. Крылья рассыпались, и Икар упал в волны Эгейского моря. Если верить легенде, можно предположить, что в древней Греции были знакомы с устройством планера, и Икар стал первой жертвой динамического полета.
Следующим изобретением человека стал воздушный змей. Так, в Древнем Китае, в середине VI века до н.э. жители осажденного города Кинг-Тои запускали множество бумажных воздушных змеев и сигнализировали, таким образом, союзникам, находя- щимся вне города, о своем положении. Спустя шестнадцать веков изобретение было усовер- шенствовано и использовано в военных целях. В 969-976 годах, в период царствования византийского императора Иоанна Цимисхия греческие войны сумели соорудить тепловые аэростаты в виде летающих драконов, снабженные горючими веществами. Их использовали для того, чтобы, запуская в лагерь противника, вызывать там пожары.
XV век, век Возрождения ознаменовался рождением итальянского гения, великого художника, архитектора и инженера Леонардо да Винчи. Записные книжки и чертежи мастера содержат результаты наблюдений за полетом птиц и элементы разработки различных летательных аппаратов. В 1485-1487 им был разработан проект орнитоптера с гори- зонтальным расположением пилота, а позднее, с фузеляжем в виде лодки. Спустя два года великий маэстро сделал эскиз и описание винтового летательного аппарата, который явился первым проектом вертолета с Архимедовым винтом в качестве несущего. Леонардо да Винчи не удалось претворить свои планы в жизнь, но с переменным успехом он продолжал совершенствовать свои изобретения.
В восьмидесятые годы XVIII века идея полета захватила братьев Этьена и Жозефа Монгольфье, французских пионеров возду- хоплавания. Братья Монгольфье вошли в историю воздухоплавания как изобретатели воздушного шара. В 1782 году во французском городе Анноне после нескольких неудачных попыток братьям удалось запустить воздушный шар диаметром 11,4 м, способный поднять человека. В том же 1782 году Монгольфье осуществили в Версале запуск теплового аэростата с животными на борту. Спустя месяц на воздушном шаре впервые поднялся человек, которым стал молодой физик Пилатр де Розье. Полет продолжался 20 минут на незначительной высоте в 9 км, но он положил начало совершенствованию этого летательного аппарата.
В 1797 году в Париже был совершен первый успешный прыжок с парашютом. Французский возду- хоплаватель Андре Жак Гарнерен разработал конструкцию парашюта в виде складывающегося зонта диаметром 10 м. К парашюту крепилась легкая корзина для воздухоплавателя, а соединялось все это при помощи веревки с шарльером. На высоте около 100 м Гарнерен перерезал веревку и камнем полетел вниз. Однако через несколько секунд зонт раскрылся, и, несмотря на сильное раскачивание, испытатель благополучно приземлился. Парашют вскоре стал непременным атрибутом для увеселительных поездок и только в 1804 году выполнил свое прямое назначение, сумев спасти другого воздухоплавателя Ж. Кюпарентко во время воздушной аварии.
В XIX веке на смену неуклюжему воздушному шару пришел маневренный дирижабль. В 1872 году был осуществлен полет управляемого аэростата фран- цузского инженера Дюпюи де Лома с ручным приводом большого (диаметром 9 м) винта. Во время полета выяснилось, что скорость ветра была больше собственной скорости аппарата, то есть идти против ветра аппарат не мог. В дальнейшем испытания были продолжены другим возду- хоплавателем Альберто Сантос-Дюмоном. После нескольких неудачных попыток, в октябре 1901 года, Сантос-Дюмон совершил свой исторический полет вокруг Эйфелевой башни на спроектированном им самим управляемом аэростате. Этот полет принес испытателю мировую известность.
3 ноября 1881 года петербургский ученый А.Ф. Можайский получил патент на изобретение самолета – первого в мире летательного аппарата тяжелее воздуха. Над его созданием работали авиа- конструкторы ведущих стран мира, но наиболее бурное развитие авиация приобрела лишь в первой половине XX века. В 1903 году рекорд по количеству совершенных полетов поставили на своем биплане «Флайер» знаменитые братья Райт, в отличие от своих предшественников, сумев провести испытания без аварий. Самолеты использовались во время I Мировой войны. В дальнейшем конструкции летательных аппаратов совершенствовались настолько стремительно, что морально устаревали буквально за 2-3 года.
Дельтапланы в том виде, в котором их знают сейчас, появились недавно. Однако еще в средние века английский монах-бенедиктинец Оливье из Мальмсбери совершил неудачный полет, прикрепив к себе крылья подобно Икару из древнегреческого мифа, и погиб, разбившись о камни. С 1848 года немецкий воздухоплаватель Отто Лилиенталь, впоследствии наз- ванный «отцом летания», совершал полеты с аппаратами собственной конструкции, и в 1893 году ему был выдан патент на конструирование балансирного планера – моноплана со складывающимся крылом. Спроектированные Лиленталем «стандартные планеры» впоследствии стали пользоваться большим успехом, однако сам изобретатель трагически погиб в 1896 году, совершая один из своих экспериментальных полетов.
12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, тем самым открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Впервые в мире корабль с человеком на борту проник в космическое пространство и успешно возвратился на Землю. Тем не менее, со дня выхода Гагарина в открытый космос не все полеты происходили так успешно и не всем космонавтам удавалось вернуться живыми и невредимыми. Сегодня, несмотря на стремительно развивающиеся в этой области технологии, полет в космос по-прежнему сопряжен с большой долей риска. Не за горами уже и космический туризм, который в настоящий момент могут позволить себе пока лишь очень состоятельные люди.
Немногие знают о том, что первые в мире аэродинамические трубы про- ектировали еще в 70-е годы XIX века. Тогда они использовались ради научного эксперимента или в воен- ных целях. Так, первую в России аэродинамическую трубу как наиболее подходящее изобретение для испытания в нем сопротив- ления снарядов построил в 1871 году преподаватель Артиллерийской Ака- демии В.А. Пашкевич. Однако во второй половине XX века аэродина- мическую трубу начинают применять в спортивно-развлекательных целях. Это новое качество аэродинамической трубы можно с успехом назвать рево- люционным. Впервые инженерная наука, веками пытавшаяся научить человека летать, сумела создать возможность для свободного полета без каких-либо громоздких приспособлений и с минимальным риском для жизни! Все дело в мощном воз- душном потоке, созданном в аэродинамической трубе, который подхватывает человека и позволяет ему свободно парить.